Пассажирский колесный пароход «Н.В. Гоголь» построен в 1911г. на АО «Сормовские заводы» в Нижнем Новгороде по заказу Северного Пароходного Общества.
Основные характеристики судна при постройке:
- Длина 70 м
- Ширина 14 м
- Осадка 1,4м
- Мощность паровой машины 380 л.с.
- Пассажировместимость 450 чел.
- В качестве топлива использовались дрова
Пройдя ходовые испытания на Волге, был переведен в Архангельск на р. Северная Двина. В том же 1911 г. пароход «Н.В. Гоголь» в качестве грузопассажирского судна начал свою первую навигацию на линии Архангельск – Вологда; по мере снижения уровня воды в реке работал на линии Архангельск- Котлас - Архангельск.
В 1918 г. пароход был национализирован Советской властью и передан в распоряжение председателя Архангельского губисполкома П.Ф. Виноградова для выполнения особых поручений командования, подвозя из тыла к месту боев пополнение, боеприпасы, продовольствие. В дальнейшем пароход «Н.В. Гоголь» переоборудован под госпитальное судно.
В годы Великой Отечественной войны экипаж парохода достойно нес трудовую вахту, являясь одним из лучших на Северной Двине. В 1943 г. пароход «Н.В. Гоголь» три месяца держал переходящий вымпел Наркомречфлота и 5 раз заносился на доску почета. После Победы пароход снова вернулся на линию Архангельск – Вологда, перевозя пассажиров и грузы.
С течением времени на Северной Двине стали появляться более современные и скоростные суда, которые постепенно вытесняли с пассажирских линий старые пароходы – колесники. В 1972 г. пароход «Н.В. Гоголь» по цене металлолома и с предписанием Регистра использовать его только в качестве стоечного судна приобрело машиностроительное предприятие «Звездочка» для организации отдыха трудящихся, что благоприятно сказалось на судьбе парохода.
В период с 1972 по 1973 гг. предприятием был выполнен ремонт и переоборудование судна под плавучую базу отдыха. В мае 1973 г. было получено разрешение Регистра использовать пароход по прямому назначению и началась эксплуатация парохода в качестве плавучей базы отдыха работников предприятия «Звездочка».
В 1994г., несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране и непростые времена для оборонных предприятий, руководством завода было принято решение о сохранении парохода и проведении большого капитального ремонта, который проходил в период с 1994 по 1996 гг. В период ремонта были модернизированы системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, канализации, электроснабжения. Особое внимание было уделено изменению интерьера кают, повышению комфортабельности судна.
Особой гордостью парохода является машинное отделение, которое на 90% сохранено в первозданном виде. Здесь можно увидеть в работе паровую машину, паровые котлы, паровые насосы и другие механизмы, установленные на пароходе с постройки судна, т.е. в 1911 г., и безукоризненно работающие на протяжении 110 лет.
В 1998 г. постановлением главы администрации Архангельской области пароход «Н.В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения.
За прошедшее время на борту парохода совершили речные прогулки и туристические путешествия десятки тысяч работников «Звездочки», российских и иностранных гостей. В разное время гостями парохода были: в 2001г. - Король и Королева Швеции, 2002г.- Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, 2003г.- председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин, 2004г.- председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков, известный полярный исследователь дважды Герой РФ А.Н. Чилингаров.
Сегодня пароход «Н.В. Гоголь» - единственный действующий колесный пароход в России - является уникальным туристско - экскурсионным судном. Пароход вносит существенный вклад в развитие туризма на Русском Севере. Туристические, прогулочные рейсы, рейсы для работников предприятия, проведение семинаров, конференций, деловых встреч, корпоративных и официальных мероприятий различного уровня – это сегодняшний день парохода «Н.В. Гоголь».
Деятельность парохода в области развития речного туризма получила высокую оценку на региональном и федеральном уровнях.
Судовладелец ОАО «ЦС Звездочка» - российский лидер в области судоремонта и судостроения - делает все, чтобы и сегодня уникальный памятник отечественного судостроения пароход – колесник «Н.В. Гоголь» ходил по просторам Северной Двины, а гости и жители области могли увидеть красоты Поморского края.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie подробнее.
Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Отключить файлы cookie можно в настройках браузера.