ул. Чумбарова-Лучинского, 49 оф.4
с 1000 до 1800
Режим работы

ПАРОХОД "Н.В.ГОГОЛЬ"

Пароход «Н.В. Гоголь» - колесный пассажирский речной пароход, построенный в 1911 году по заказу Северного пароходного общества на Сормовом заводе в Нижнем Новгороде. Это старейшее пассажирское судно России, находящееся в регулярной эксплуатации! Лауреат Национальной премии Юрия Сенкевича, награждён почётным знаком «Морское наследие России», «Гордость Поморья», занесён как старейшее судно в книгу рекордов России, действующий памятник-музей.

О пароходе:

В результате бережного содержания и ежегодных ремонтов, старейший в России пароход остается таким же молодым и полным сил, каким он был в далеком 1911 году. Судно по-прежнему радует людей, путешествующих по красавице Северной Двине, или просто наблюдающих, как оно, сверкая белоснежной надстройкой, выходит на речные просторы. Сейчас, как и сто лет назад, люди, увидев идущий по Северной Двине пароход, радостно восклицают: «Смотрите! Пароход идет!». И как хорошо, что история замечательного парохода «Н.В. Гоголь» продолжается! Семь футов под килем, ветеран!


История:

В 2018 году пароходу «Н.В. Гоголь» – единственному в России пароходу начала ХХ века, по-прежнему работающего на Северной Двине и являющегося памятником истории, достопримечательностью Севера, – 107 лет!

Построенный в 1911 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, пароход был переведен на Северную Двину и в том же году начал свою первую навигацию на линии Вологда—Устюг—Котлас— Архангельск. Все эти десятилетия «Н.В. Гоголь» достойно нес трудовую вахту, осуществляя перевозку пассажиров и грузов по Северной Двине.

Техническое описание:

Пароход был построен по последнему слову техники того времени. Пар вырабатывали два огнетрубных пролетных паровых котла, работавших на дровах. Главная паровая машина тройного расширения, установленная на пароходе, также была изготовлена на Сормовском заводе. Это машина тройного расширения пара с золотниковым приводом Джоя. Диаметры каждого из трех цилиндров: высокого давления – 380 мм, среднего – 610 мм, низкого давления – 1030 мм. Ход поршня 1070 мм. Работая на бортовые гребные колеса, машина могла развивать мощность до 500 л. сил. Средняя скорость хода в спокойной воде около 20 верст в час.

Основные характеристики судна при постройке:длина -70 м; ширина - 14 м; осадка - 1,4 м; мощность паровой машины - 380 л.с.; пассажировместимость - 450 чел; в качестве топлива использовались дрова – 40 куб. метров в сутки.

 

Размещение пассажиров:

На пароходе “Н. В. Гоголь” размещение в каютах – 1; 2; 3–х или 4-местных. Всего 30 пассажирских кают, две из которых каюты «люкс» со всеми удобствами, 4 одноместные каюты, 22 каюты двухместные, 1 трехместная, 1 четырехместная. Внутри кают стоят одно, двухъярусные кровати. В каютах: небольшой диван, шкаф для одежды, стол, умывальник, пуфик, розетка, радиоточка.

В носовой части главной палубы расположены наиболее комфортабельные двух- и одноместные каюты с мягкой мебелью.

 

На второй верхней палубе расположена основная часть кают для пассажиров. Наиболее комфортабельный – носовой блок с каютами «люкс» и «полулюкс», в кормовой части – основной блок одно, двухместных кают.

  

Ресторан-бар парохода (кают компания):

Главное место для туриста на судне - это кровать. Второе главное место - это ресторан парохода. Это одно из главных мест на судне для группы, потому что там общий сбор в 09:00, 14:00, 19:00 - во время всех приемов пищи. Здесь можно и пообедать, и посидеть за столом, заказать кофе в баре, послушать музыку.

Вечерние активности вроде просмотра кино или поэтических вечеров, лекций или встреч с капитаном тоже проходят там. Теперь ты человек, который знает, где кубрик, туалет, душ и ресторан. И в принципе это уже много, но не совсем, потому что у тебя есть еще важные опорные точки на палубе. 


Обзорная экскурсия по пароходу.

Давайте совершим краткое путешествие по пароходу и начнем его от «сердца» судна — машинного отделения. Перед вашим взором откроются настоящие чудеса. Одно из них — паровая машина, сработанная российскими корабелами еще в 1911 году. Она и сегодня находится в таком же идеальном состоянии, в каком была в начале прошлого века. Благодаря заботливым рукам машинистов сверкают начищенные медные детали, а вахтенный механик в любой момент может выполнить команды, поступающие сюда по машинному телеграфу из штурманской рубки. Кстати, колесо штурвала до сих пор еще украшает клеймо царских сормовских заводов.

 

Поднимаясь выше, на главную палубу парохода, вы обязательно обратите внимание на четыре закладные доски судна — по сути, его историю, отлитую в металле. Одна — первая — доска изготовлена на Сормовском заводе в 1911 году в связи со строительством парохода. Две доски, датированные 1941 и 1959 годами, — память о капитальных ремонтах парохода, выполненных Велико-Устюгским судоремонтным заводом. Четвертая доска сообщает о переоборудовании парохода «Н. В. Гоголь», выполненном в 1996 году корабелами «Звездочки».


Рядом с портретом писателя Н.В. Гоголя, в честь которого и назван этот колесный пароход, прикреплен судовой колокол (рында), отлитый русскими мастерами в начале ХХ века.

  

По правому и левому бортам главной палубы через смотровые люки можно наблюдать за работой гребных колес, своими плицами разбивающих речную воду на множество брызг, преломляющих солнечный свет и иногда образующих вокруг себя радующую глаз радугу.


Уютный небольшой салон отдыха на главной палубе позволяет общаться в тесном кругу небольшой компании и одновременно наблюдать прекрасные северные пейзажи.

Наиболее комфортабельный – носовой салон отдыха на второй палубе, интерьер которого нам напоминает фильм Никиты Михалкова «Жестокий романс». Салон очень хорошо подходит для проведения деловых встреч, переговоров, приемов и официальных обедов, проведения лекций и мастер-классов при выполнении туристических рейсов.


С обоих бортов судна на прогулочной палубе поставлены скамейки и кресла из натурального дерева – настоящей беломорской сосны, которой так богаты леса по всему маршруту путешествия по красавице Двине. А пройдя на корму, вы попадете в музыкальный танцевальный салон, где по вечерам, особенно в сезон белых ночей, пассажиры проводят незабываемые часы отдыха на лоне неповторимой северной природы.


Осталось подняться еще на одну палубу – тентовую. Именно здесь находится «мозг» парохода – рулевая рубка. Отсюда капитан или его помощники, рулевой матрос осуществляют управление судном. Суда, идущие навстречу патриарху речного флота России, обязательно первыми приветствуют его, а «Н. В. Гоголь», весело шлепая плицами по двинской воде, отвечает взаимностью. И над могучей рекой, тревожа белокрылых чаек, раздаются гудки, зовущие нас не забывать прошлое, любить настоящее, верить в будущее. Незабываемы эти мгновения! Если вам повезет, то вахтенная служба разрешит вам дать такой гудок. На тентовой палубе можно принять солнечные ванны, насладиться свежим ароматом речного бриза. А речные закаты можно смотреть отовсюду. Везде – красивая река или красивое небо. 


Полезно знать:

·        три точки опоры и слушаться гида и представителей команды судна.


На пароходе “Н. В. Гоголь” необходимо придерживаться правила, которое касается перемещений по судну: должно быть три точки опоры. Всегда необходимо держаться двумя руками за поручни, а если используешь одну руку, то обязательно должен стоять двумя ногами.

·        На борту судна есть сауна на главной палубе.

Вот мы и прошлись по всему судну, как говорят моряки и речники, от киля до клотика. Здесь все переплелось — и старина, и современность. Если вы еще не были на колесном пароходе «Н.В. Гоголь», не любовались с его борта очарованием нашей северной природы, приезжайте, и вы не пожалеете.